Корзина
25 отзывов
Вело-смазка Divinol Fett Top 2003Смотреть
Шины для грузовых автомобилей

Шины для грузовых автомобилей

Шины для грузовых автомобилей

01.04.15

Автомобильная шина, без сомнения, является одним из важнейших узлов автомобиля, влияющих на все его показатели, – это может быть расход топлива, управляемость, устойчивость, тормозные свойства, комфорт, долговечность и т. д. Конструкция шины, несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложная. Шина состоит более чем из двухсот различных элементов и к материалам, используемым для производства шин, предъявляются очень высокие требования. В этой статье мы рассказываем о шинах для грузовых автомобилей и автобусов. Материал написан для непосредственных пользователей шин, для тех, кто занят эксплуатацией автомобильной техники.

Шины – вещь изнашиваемая, а поэтому востребованная. Определенную проблему представляет покупка шин для их замены с учетом всех факторов экономичности эксплуатации автомобиля и его безопасности. Для оптимального решения этой проблемы ниже мы предлагаем информацию о конструкции, обозначениях и маркировке автомобильных шин, взятую из каталогов продукции некоторых отечественных шинных заводов.

Пневматическая шина представляет собой упругую оболочку, предназначенную для установки на ободе колеса и заполняемую воздухом под давлением. В зависимости от способа герметизации пневматические шины производят в камерном и бескамерном исполнении. Камерная шина состоит из покрышки и ездовой камеры с вентилем. Грузовые камерные шины монтируют на ободные ленты и плоские разборные обода. Обозначение ободных лент и камер должно соответствовать обозначению шин. Ободная лента выполнена в виде профилированного резинового кольца и располагается между бортами покрышки, камерой и ободом колеса. Она предохраняет камеру от защемления между бортом покрышки и ободом и от повреждения неровностями обода. Ездовая камера – это кольцевая резиновая трубка со специальным вентилем, заполняемая воздухом.

Бескамерная шина представляет собой усовершенствованную покрышку, которая одновременно выполняет функции обычной покрышки и камеры. Воздушная полость в бескамерной шине образуется покрышкой и ободом колеса. Упругая резинокордная оболочка пневматической шины и представляет собой покрышку в бескамерной шине. Она воспринимает тяговые и тормозные усилия, обеспечивает сцепление с дорогой. Основными элементами покрышки являются каркас, брекер, протектор, боковины и борта.

Каркас – резинокордная основа (силовая часть) покрышки. Он выполнен из одного или нескольких слоев прорезиненного корда с резиновыми прослойками, закрепленных на бортовых кольцах. Брекер состоит из одного и более слоев разреженного прорезиненного корда, разделенных резиновыми прослойками, и расположен между каркасом и протектором. В зависимости от материала корда в брекере шины подразделяются на шины с текстильным брекером (ТБ) и металлокордные (МК), а при использовании металлокорда и в каркасе, и в брекере – целиком металлокордные (ЦМК).

Основные параметры шин

Профиль шины – ее контур в радиальной плоскости колеса. Параметры профиля пневматической шины определяются по покрышке, смонтированной на ободе рекомендуемого размера, при отсутствии нагрузки и заданном внутреннем давлении.

Наружный диаметр D – диаметр наибольшего сечения шины в плоскости вращения колеса. Посадочный диаметр d – диаметр окружности, являющейся линией пересечения поверхности основания борта шины с его наружной поверхностью. Ширина профиля B – расстояние между двумя плоскостями вращения колеса, касающимися внешних поверхностей боковин шины. Высота профиля B – полуразность между наружным и посадочным диаметрами шины. Серия пневматических шин – номинальное отношение высоты профиля H к ширине профиля B – измеряется в процентах. Ширина профиля обода А – см. схему. Статический радиус R – расстояние от центра неподвижного нагруженного нормальной нагрузкой колеса с шиной до плоской опорной поверхности.

Большинство шинных заводов выпускают пневматические шины двух основных конструкций: диагональные и радиальные. Радиальная шина (шина типа R) имеет меридианное (от борта к борту) направление нитей в слоях каркаса, а направление нитей в слоях брекера близко к окружному. В диагональной шине каркас и брекер состоят из наложенных друг на друга слоев корда, нити которых перекрещиваются под заданным углом. Угол наклона нитей в каркасе и брекере по середине беговой дорожки составляет 45...60°. Радиальные шины имеют технико-экономические преимущества перед диагональными – это повышенная долговечность, высокое сцепление с дорогой, пониженное сопротивление качению, что обеспечивает пониженный расход топлива, снижает теплообразование и др. Тем не менее диагональные шины предпочтительны для некоторых условий эксплуатации, например, в условиях высоких ударных нагрузок на дорогах низкого качества и на бездорожье.

Классификация шин по профилю

По конфигурации профиля в зависимости от отношения высоты H к ширине B профиля шины и отношения ширин профилей B шины и обода А выделяют шины обычного профиля, низкопрофильные, сверхнизкопрофильные и широкопрофильные. Со снижением высоты профиля шин повышается устойчивость, управляемость и плавность хода автомобиля, а следовательно, безопасность и комфортность езды, увеличивается экономичность, пробег и грузоподъемность шин. Широкопрофильные шины обеспечивают повышенную проходимость по дорогам с мягким грунтом или плохим покрытием и несколько уменьшенный расход топлива.

Протектор – наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой резины с рельефным рисунком на внешней поверхности. Протектор обеспечивает сцепление с дорогой и предохраняет каркас шины от механических повреждений. Рельефная часть поверхности протектора, состоящая из совокупности выступов и выемок или канавок, называется рисунком протектора. По эксплуатационному назначению выделяют дорожный, универсальный, зимний и повышенной проходимости рисунки протектора. Шины с дорожным рисунком протектора используют на дорогах с твердым (асфальтовым и т. п.) покрытием. Универсальный рисунок протектора применяют для шин, эксплуатирующихся на дорогах с различным покрытием. Шины с протектором повышенной проходимости предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья. Шины с зимним рисунком протектора эксплуатируются на заснеженных и обледенелых дорогах.

Обозначение автомобильных шин

Условные обозначения пневматической шины, нанесенные на боковой поверхности, указывают ее основные размеры и тип конструкции. В условном обозначении автомобильных покрышек приводятся значения ширины профиля В и посадочного диаметра d обода. Эти параметры могут выражаться в миллиметрах, дюймах или иметь смешанную размерность: для некоторых шин разработчики делают это обозначение двойным – и в миллиметрах, и в дюймах. В обозначение может включаться индекс серии, выраженный отношением высоты профиля Н к его ширине В. Буквенный индекс R в условном обозначении поясняет, что покрышка имеет радиальный тип конструкции. Диагональные шины буквенного индекса в обозначении не имеют. Цифры индекса серии и буква типа конструкции в обозначении проставляют между параметрами ширины профиля шин и посадочного диаметра обода.

Индекс С (Commercial, для США и Канады – LT (Light Truck) – индекс, стоящий в конце условного обозначения, указывает, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Низкопрофильность некоторых шин подтверждается индексом L (Low Section Tyre).

Обозначение широкопрофильных шин проставляется тремя числами, первое из которых соответствует наружному диаметру D шины, второе – ширине профиля В, а третье – посадочному диаметру обода d.

Ниже приведены примеры условного обозначения для шин из раздела «Пневматические шины для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин».

Примеры обозначения шин: 7,50R20 – шина радиальная обычного профиля; 315/80R22,5 – шина радиальная низкопрофильная; 7,50-20 – шина диагональная, где 7,50 и 315 – обозначение номинальной ширины профиля шины (в дюймах и миллиметрах соответственно); 20 и 22,5 – обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах); R – обозначение радиальной шины; 80 – серия (номинальное отношение высоты к ширине профиля в процентах).

Пример обозначения камеры: 7,50-20, где 7,50 – обозначение номинальной ширины профиля соответствующей шины в дюймах; 20 – обозначение номинального посадочного диаметра обода в дюймах. 

Пример обозначения ободной ленты: 6,7-20, где 6,7 – обозначение номинальной ширины ленты в дюймах; 20 – обозначение номинального посадочного диаметра обода в дюймах.

Направленный рисунок протектора (в соответствии с направлением вращения колеса) несимметричен относительно радиальной плоскости колеса. В некоторых моделях шин используется асимметричный рисунок протектора (относительно центральной плоскости вращения колеса). На боковых стенках покрышки протектор переходит в более тонкие резиновые слои – боковины, покрывающие боковые части каркаса. Борта состоят из одного и более проволочных колец, на которых закреплены слои каркаса, и обеспечивают крепление покрышки на ободе колеса.

Как известно, на всех четырех колесах легкового автомобиля рекомендуется применять одинаковые шины. С грузовиками картина иная. Например, на магистральном тягаче с полуприцепом «по науке» следует применять шины трех типов. Спереди, на управляемых колесах, – одни покрышки, на ведущей оси – другие, а на полуприцепе – третьи. Дело в том, что условия работы этих шин сильно различаются: передние воспринимают большие боковые нагрузки в поворотах и «высушивают» колею в дождь; основная задача шин ведущей оси – реализация крутящего и тормозного моментов, а у покрышек прицепа или полуприцепа задача проще – катиться с наименьшими потерями энергии, поддерживая тонны груза.

Требования к «обуви» современной грузовой техники очень высокие. Шины должны выдерживать большие нагрузки, иметь хорошее сцепление с поверхностью дороги и обеспечивать отличную управляемость автомобиля. Одновременно с этим они должны соответствовать требованиям экономичности, т. е. иметь высокую износостойкость, большой срок службы и низкое сопротивление качению.

Маркировка автомобильных шин

1. Обозначение шины (см. выше).

2. Модель шины – условное обозначение шины, присваиваемое ее разработчиком.

3. Торговая марка.

4. Товарный знак предприятия-изготовителя.

5. Название страны-изготовителя на английском языке.

6. Индекс нагрузки (иногда называют индексом несущей способности (ИНС) или индексом грузоподъемности) – цифровой код, обозначающий максимальную нагрузку на шину. Для грузовых шин индекс нагрузки указывается как для одинарных, так и для сдвоенных колес (через дробь).

7. Категория скорости – условное обозначение максимальной скорости качения шины.

8. Обозначение «TUBELESS» для бескамерных шин. Обозначение «TUBE TYRE» для камерных шин (может не указываться).

9. Обозначение «M+S» или «M&S» (грязь + снег) для шин с зимним рисунком протектора.

Обозначение «ALL SEASON» для шин с всесезонным рисунком протектора.

Обозначение «OUTSIDE» (наружная сторона) для шин с асимметричным рисунком протектора.

Обозначение «REINFORCED» для усиленных шин.

Обозначение «REGROOVABLE» для шин, имеющих углубления рисунка протектора нарезкой.

10. Обозначение «STEEL» для шин с металлокордным брекером.

Обозначение «ALL STEEL» для шин с металлокордным брекером и каркасом.

11. Обозначение «RADIAL» для шин радиальной конструкции (может не указываться).

12. С – индекс, означающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости и подлежит сертификации в соответствии с Правилом № 54 ЕЭК ООН.

13. Индекс испытательного давления Psi – индекс давления для проведения испытаний на прочность в зависимости от нагрузки и скорости (только для грузовых и легкогрузовых шин).

14. Знак Е официального утверждения с номером страны, выдавшей сертификат соответствия Правилам ЕЭК ООН.

15. Национальный знак соответствия шины, сертифицированной на соответствие требованиям данного стандарта.

16. Дата изготовления из четырех цифр, где две последние – год изготовления.

17. Знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора).

18. Символ «TWI» или другой символ, обозначающий место расположения индикаторов износа – указателей, являющихся сигналом к прекращению эксплуатации шины из-за износа протектора; выполняется в виде выступов по дну канавок протектора.

19. Обозначение номера стандарта технических условий для шин, выпускаемых по ТУ (без года утверждения).

20. Норма слойности HC или PR – условное обозначение прочности каркаса, определяющее максимально допустимую нагрузку.

21. Характеристика шины – сведения о конструкции шины.

22. Условия и рекомендации по эксплуатации шины.

На сегодняшний день самыми современными и лучшими шинами для грузовиков и автобусов считаются радиальные шины ЦМК, т. е. с металлокордом в каркасе и брекере. Они превосходят шины с другими материалами корда в каркасе по весовым параметрам, ресурсу, сопротивлению качения и тепловому нагреву.

Одним из важнейших показателей автомобиля является топливная экономичность, существенно улучшить которую позволяет применение шин с низким коэффициентом сопротивления качению. В последнее время для задних мостов автомобилей-тягачей стали использовать вместо сдвоенных колес одну широкую шину равной грузоподъемности. Это позволяет за счет снижения сопротивления качению улучшить топливную экономичность автопоезда на 1...2%, но зато возникают сложности при выходе такой шины из строя, так как запасным колесом из-за его габаритных размеров машины не оснащают.

 

Максимальная скорость качения шины является важной характеристикой, ее условное обозначение – индекс категории скорости. Ниже приводятся индексы скорости, используемые на шинах для грузовых автомобилей и автобусов.

Индекс несущей способности (ИНС) – цифровой код, обозначающий максимальную нагрузку на шину. Для грузовых и легкогрузовых шин индекс нагрузки указывается как для одинарных, так и для сдвоенных колес (через дробь).